Формы и состав государственного внутреннего долга России
В течение последних лет государственный долг РФ резко увеличивается. В частности, динамично растет внутренней государственный долг РФ. Так, с 1 сентября 1993 г. по сентябрь 1997 г. его объем увеличился более чем в 90 раз (с 3,5 трлн. руб. до 316 трлн. руб.).
В настоящее время осуществляется значительная трансформация структуры внутреннего государственного долга РФ. В начале 90-х годов большая часть бюджетного дефицита покрывалась за счет кредитов Банка России, предоставляемых Правительству РФ. Так, в 1992 г. за счет кредитов Банка России был покрыт весь бюджетный дефицит, в 1993 г. — 86%, в 1994 г. — 68,4%. Подобные меры фактически означали осуществление денежной эмиссии, однако эмиссионное финансирование (кредиты Банка России) включалось в состав внутреннего государственного долга РФ.
Начиная с 1995 г. дефицитное финансирование не применялось, было начато частичное погашение задолженности Минфина перед Центробанком. С 1993—1994 гг. эмиссия государственных долговых обязательств стала приобретать все большее значение в части покрытия бюджетного дефицита. Посредством размещения государственных ценных бумаг на фондовом рынке финансировалась все более значительная часть дефицита — от 1,6% в 1993 г. до 42,6% в 1995 г. (без учета казначейских обязательств).
Динамика структуры внутреннего государственного долга свидетельствует о прогрессивных изменениях — кардинально снижается доля кредитов Центробанка, прекращается выпуск и планируется полное погашение казначейских обязательств, снижается доля казначейских векселей (эти ценные бумаги не размещаются на финансовом рынке, а носят полудирективный характер). В то же время стабильна или повышается доля ценных бумаг, размещаемых на финансовом рынке (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа, облигации сберегательного займа).
Рынок государственных долговых обязательств в РФ в начале 90-х годов поначалу представлял собой не более чем экспериментальные шаги по поиску новых прогрессивных форм финансирования бюджетного дефицита. С середины 1993 г. начался период, который стал отражать переход от традиционной системы, когда дефицит бюджета полностью покрывался кредитами из банковской системы (т. е. за счет ресурсов Центрального банка) и не существовало альтернативных источников его финансирования. В то же время выпуски государственных ценных бумаг в 1992 г. практически остановились, так как большинство инвесторов, чье доверие было подорвано временной приостановкой обслуживания некоторых выпусков государственных ценных бумаг, не желало приобретать долгосрочные государственные ценные бумаги с предельно невыгодными (часто отрицательными) процентными ставками.
Становление рынка государственных долговых обязательств в РФ происходило параллельно с осуществлением глубокого реформирования всей экономической системы страны. Россия, приступившая к эмиссии собственных долговых обязательств, еще находясь в составе СССР, столкнулась с ситуацией, когда неуспех ее первых займов объяснялся как слабым развитием финансового рынка и мало привлекательными условиями займов, так и кризисом доверия инвесторов к государственным ценным бумагам вообще. Рост внутреннего государственного долга в начале 90-х годов помимо бюджетного дефицита был вызван еще и тем, что РФ выступила правопреемницей по долгам СССР.
Похожие работы:
- Формы и состав государственного внутреннего долга России
В течение последних лет государственный долг РФ резко увеличивается. В частности, динамично растет внутренней государственный долг РФ. Так, с 1 сентября 1993 г. по сентябрь 1997 г. его объем увеличилс...
- Экономическое содержание государственного внутреннего долга
В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федер...
- Формы (виды) государственного и муниципального долга
Законодатель в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ закрепил не формы, а виды долговых обязательств. Об этом говорит название ст. 98 БК РФ "Структура государственного долга Российской Федерации,...
- Основания прекращения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга Российской Федерации и ее субъекта, муниципального долга
Правовым нормам, посвященным прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также их списанию с государственного долга посвящена гл. 14 БК РФ.
В с...
- Сущность и значение государственного долга
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состоя...